Известно, что представители вольного казачества, как правило, это народ, который за словом в карман на лез. Крепкое словцо много значило в их жизни и в России, и на Украине, отражая неформальные межличностные отношения. Однако чрезмерное увлечение этим занятием не поощрялось, прилюдное употребление брани могло и до суда довести.
Какие бранные выражения употребляли казаки?Казачье красноречие

Самое оскорбительное для казака - это получить упрек в трусости, в излишней приверженности к домашнему очагу, в неспособности взяться за оружие в лихую годину. Из-за этого в глазах окружающих он становился похожим на простого крестьянина. Так, например, в повести Гоголя "Тарас Бульба" есаулы, чтобы возбудить боевой дух и зазвать на войну нерегулярных казаков, употребляют ряд обидных для них слов.

Они называют их пивниками, плугарями, гречкосеями, баболюбами и овцеводами. Говорят, что те способны лишь на то, чтобы варить пиво, валяться на печи, кормить мух жирным телом, губить силу рыцарскую. Казаки были задеты за живое, седлали коней и вынимали шашки.
Особенно ярко красноречие проявлялось, когда дело касалось врагов. Об этом свидетельствует письмо Мехмеду IV, турецкому султану, в 17-м веке в ответ на его ультиматум о сдаче. Там употреблялись, например, такие перлы, как "мясницкая собака", "кобылий зад", "свиная морда", не говоря уже о нецензурной лексике.
Ругань в станицах

В описаниях быта станицы Николаевской на Кубани в 19-м веке говорится о том, что конфликты между представителями казацкой вольницы могли вспыхнуть и из-за пустяка и зачастую перерастали в потасовки.
Ссоры возникали в кабаках и на пирушках. В пылу конфликта спорящие подмечали пороки своего оппонента или его физические недостатки, называя его, например, косым, горбатым, клещеногим, колтоногим, синепузым, вором, живодером, мошенником.А еще ходовыми были такие обидные выражения, как "лопух", "черт", "сукин сын". Иногда поминали недобрым словом мать противника и прочих его родственников. Казаки очень дорожили честью рода и были чувствительны к подобным оскорблениям. В плане сквернословия от мужчин не отставали и особы женского пола. Они ругали своих товарок, называя их "шкура барабанная", "ведьма", "холера", "чума страшная".
Оскорбленные женщины имели обыкновение к проклятию соперниц. Так, жены казаков, проживавших на Нижнем Тереке, желали им, "чтоб муж пил, бил и все из дома уносил", "чтоб вывернуло зенки", "чтоб не было ни дна, ни покрышки".
Вмешательство общественности

В основном ссоры прекращались сами по себе, но иногда возникала необходимость в том, чтобы вмешались силы общественности. Например, обычаями донских казаков предусматривалось наказание для тех, кто словесно оскорблял родителей, попечителей и опекунов.
За бранные выражения, допущенные в отношении матери или отца, станичный суд мог приговорить казака к порке, поместить на трое-семеро суток под арест, назначить штраф. У казаков-некрасовцев, которые перебрались с Кубани на Дунай, оскорбление родителей или даже непослушание каралось битьем батогами, а в некоторых случаях и лишением жизни. Суды в станицах также разбирали дела и об оскорблениях, не связанных с родственными узами.
Свежие комментарии