На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Счастье отражает только левая сторона лица: улыбка Моны Лизы не настоящая, считают ученые

Счастье отражает только левая сторона лица: улыбка Моны Лизы не настоящая, считают ученые

Хотя «Мона Лиза» и является одним из самых больших разочарований для многих туристов, впервые посещающих Лувр, она столетиями не дает покоя не только поклонникам Леонардо да Винчи, ищущим в его работах всевозможные тайные знаки, но и ученым.

Лицо Моны Лизы исследовалось неоднократно. Однако ее улыбка по-прежнему представлялась загадочной как ученым, так и искусствоведам, и исследователям, изучающим творческое наследие и жизнь великого Леонардо.

И вот наконец-то совсем недавно загадка улыбки Моны Лизы была разгадана.

Где проводили исследование?

Улыбку анализировали специалисты из Университета Цинциннати в США. Это весьма крупный научный центр, находящийся в штате Огайо, в городе Цинциннати. Университет известен на весь мир своими достижениями в области изучения нейропсихологии эмоций.

Вероятно, многим знаком телевизионный фильм Lie to Me («Обмани меня»), главным героем которого является доктор Лайтман, разработавший и применяющий на практике «чтение микромимики». Именно этим и занимаются уже многие десятилетия специалисты из университета Цинциннати.

Результаты и описания этапов проведенного исследования были опубликованы в журнале Cortex.

Как проводилось исследование?

К своей работе ученые привлекли 42 человека, задачей которых была оценка улыбки Моны Лизы по шкале из шести эмоций. Специфика этого этапа исследования заключалась в том, что оценивались отдельно левая и правая части лица. Такого эксперимента над улыбкой с картины Леонардо ранее никто не проводил, до этого лицо Моны Лизы рассматривалось и анализировалось как единое целое.

Однако профессор Лука Марсили, инициатор и руководитель исследования, обратил внимание на выраженную асимметрию на портрете.

Причем речь шла не о лице в целом, а только о губах, о самой улыбке.

Счастье отражает только левая сторона лица: улыбка Моны Лизы не настоящая, считают ученые

Для анализа мимики решили разделить лицо на две части и дополнить зеркальным отражением. Для большей объективности в анализе мимики Моны Лизы участвовали не только специалисты, но и обычные люди.

К каким выводам пришли исследователи?

Существует такой термин «улыбка Дюшена». Гийом Бенджамин Аман Дюшен де Булон – французский ученый, философ и естествоиспытатель, живший в Париже в позапрошлом столетии. Его можно считать основоположником нейропсихологии эмоций, поскольку именно он впервые обозначил наличие прямой связи между мимикой человека и состоянием души. Ученый составил подробное описание 60 различных типов улыбок. «Улыбкой Дюшена» современные нейропсихологи называют искреннее выражение лица. Такое, при котором человек улыбается не только губами – святятся его глаза, вокруг них образуются «лучики». Даже самый гениальный артист не способен сымитировать такую улыбку.

Так вот, ученые из Цинциннати пришли к выводу, что Джоконда лжет. То есть ее мимика не является «улыбкой Дюшена». Левая сторона губ передает счастье, так посчитали не только специалисты, но и 92,8 % обычных людей. Иными словами, 39 человек, глядя на левую половинку улыбки, увидели счастье. Правая же часть губ вызвала совсем иные ассоциации: 5 человек увидело печаль, двое – отвращение, а 35 посчитали мимику нейтральной, шаблонной, пустой.

Профессионалы же, проанализировав лицо по частям, пришли к выводу что перед ними так называемая улыбка не-Дюшена, при которой образуется характерная асимметрия из-за напряжения мышц. Она свойственна людям, которые лгут.

Счастье отражает только левая сторона лица: улыбка Моны Лизы не настоящая, считают ученые

Однако специалисты подчеркнули, что картина не является фотографией. Натурщица сидела перед художником по много часов и не один день. Соответственно, микромимика ее лица постоянно менялась. Более того, Леонардо явно привнес в портрет Моны Лизы и собственное восприятие, видение лица женщины.

Ссылка на первоисточник
наверх